ПОЧЕМУ РАСТУТ ЦЕНЫ?

Участники состоявшегося в среду в РИА Новости круглого стола, посвященного ситуации на продуктовом рынке, особое внимание уделили ценовому вопросу. Они обратили внимание на ускоряющуюся в последнее время продуктовую инфляцию. По данным Росстата, за июнь стоимость продуктовой корзины выросла на 3,8% (с начала года — на 7,6%).

Преподаватель Академии народного хозяйства Виталий Кандалинцев высказал мнение, что летняя дефляция – вовсе не обязательный элемент экономики. Продукты в самый плодородный период года могут как дорожать, так и дешеветь. Он напомнил, что в 2011 году цены на продукты все лето снижались, но в 2010, напротив, из-за засухи стабильно росли. В этом году август и сентябрь вполне могут стать дефляционными, предположил эксперт.

Трагические события в Краснодарском крае не могут оказать серьезного долговременного влияния на цены продуктов, но краткосрочные скачки, подобные «гречневому ажиотажу» двухлетней давности, не исключены, считают участники мероприятия. Причиной этому могут быть как природные катаклизмы, так и срыв поставок, или все вместе.

Другое дело – предстоящее России вступление в ВТО. Низкоэффективные производители, снижающие качество товара для компенсации растущих издержек, с большой долей вероятности не смогут выдержать конкуренции, рассуждает Кандалинцев. По его мнению, в целом присоединение к организации окажется выгодным для покупателей – рост цен замедлится, а на рынке появится больше хороших и разнообразных продуктов.

КАЧЕСТВО ХРОМАЕТ

Говорили и о качестве продуктов, попадающих на наши прилавки. К сожалению, заботиться о том, чтобы не приобрести что-нибудь вредное и просроченное, приходится самим потребителям, а государство от этого фактически устранилось, считает Надежда Головкова из Союза потребителей РФ.

Относительно неплохо дела с качеством обстоят в молочной промышленности – 99% производителей уже перестроились под новый техрегламент, скоро вступает в силу и таможенный регламент, отметила представитель ВНИИ молочной промышленности Елена Юрова. «Осталось подтянуть методику контроля, без которой соответствие техрегламентам не докажешь», — добавила она в этой связи.

Эксперты призвали покупателей с осторожностью относиться к приобретению молочных продуктов на рынках – часто в баночках без указания производителя нас поджидает не обещанный продавцом «натуральный кефир с фермы», а нечто сомнительного качества, да еще и просроченное. «Лучше уж купить молокосодержащий продукт от известного производителя – он, по крайней мере, будет безопасным», — советует Юрова.

РЕКЛАМА – ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ

Не стоит покупаться и на модный сейчас ярлык «экологически чистый продукт», полагают эксперты. В основном это всего лишь рекламный трюк, преследующий своей целью рост продаж и ценовую накрутку. «В идеале следует проверить все, начиная с почвы, на которой росла трава для коровы, что вряд ли возможно», — пояснила Головкова.

Другое дело – не менее распространенная сейчас наклейка «без ГМО». Известный производитель, имеющий собственное производство, может гарантировать отсутствие добавок, рассуждает эксперт. Но и то не на 100%: ведь коровы едят и сою, которая часто бывает генномодифицированная.