РЖД начала следить за поездами из ситуационного центра в Москве

РЖД объявила о начале работы нового московского ситуационного центра для наблюдения за пассажирскими поездами. В результате его создания время сбора информации о возникающих проблемах сократилось в 15 раз.
Дочерняя структура РЖД «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) и выполнявшая работы группа Optima объявили о завершении модернизации ситуационного центра железнодорожной монополии, находящегося в здании ФПК на улице Маши Порываевой, дом 34. Конкурс на выполнение этих работ был проведен осенью 2011 г.
Начальная максимальная цена составляла почти 85 млн руб., помимо победителя в тендере участвовала инжиниринговая компании «Бермос», называющая в качестве своих заказчиков ФСО, ФСБ и Газпром, а также ИТ-компания из Санкт-Петербурга «ФЛС Софт», говорится в описании конкурса. Ценовые предложения участников РЖД не публиковала.
Как заявил CNews заместитель коммерческого директора Optima Integration (входит в группу) Руслан Киорсак, в качестве субподрядчика к проекту привлекался «Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС). Напомним, что конце 2010 г. в эту структуру на должность заместителя гендиректора перешел генерал армии Владимир Матюхин, ранее руководивший Федеральным агентством по ИТ (ФАИТ).
По словам Киорсака, новый ситуационный центр функционирует уже несколько недель. При его создании использовалось специализированное оборудование Barco, серверы НР, сетевое оборудование Cisco и ПО Microsoft. Исполнитель также установил собственное ПО «Инцидент» для автоматизации обработки внештатных ситуаций на железной дороге. При возникновении таких ЧП диспетчер может связаться с начальником поезда.
Операторы центра в режиме реального времени получают всю информацию о движении поездов: количество и состояние составов и вагонов, число пассажиров и проданных билетов. Полученные с помощью ГЛОНАСС/GPS данные о положении поездов выводятся на видеостену.
Помимо ПО по контракту было поставлено оборудование (проекторы, аудиосистемы, ИБП, рабочие станции, принтеры, IP-телефоны и т.д.), обучен персонал и обеспечена техподдержка заказчика. Исключительные права на ПО, разработанное в ходе проекта, переданы РЖД.
«Если раньше сбор полной информации по возникшей проблеме, будь то даже авария или сход подвижного состава, составлял 3-4 часа, то теперь он сократился до 10-15 минут», — говорит начальник управления организации перевозок «ФПК» Владимир Каляпин.
Помимо главного ситуационного центра позже появятся еще 15 региональных по всей территории страны. Киорсак говорит, что они позволят получить более детальную информацию о движении поездов в зоне своей ответственности. «В 2012 г. в рамках пилотного проекта планируется внедрить первый региональный ситуационный центр на Северо-Кавказской железной дороге», — добавляет Каляпин. Конкурс, на котором будет выбран исполнитель работ по региональным центрам, пока не проведен.
Текст: Денис Легезо