Вне «колпака». Как уберечься от слежки на смартфонах

Несколько д2014-02-03_124327ней назад в Интернете разгорелся очередной "шпионский" скандал: выяснилось, что Агентство национальной безопасности США (АНБ) может перехватывать информацию с мобильных приложений. Об этом сообщил целый ряд крупный изданий, от The Guardian до The New York Times, ссылавшихся на сведения, предоставленные им экс-сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом.

В документах Сноудена, получившего, напомним, временное политическое убежище в России, шла речь о так называемых приложениях "с утечками" (leaky apps). К ним были отнесены популярнейшая аркада Angry Birds, карты Google Maps, фотохостинг Flickr, микроблоги Twitter и деловая социальная сеть LinkedIn. Утверждалось, что спецслужбы способны добывать из этих программ сведения, предназначемые для рекламных сетей, чтобы те могли "нацеливать" рекламу на конкретную аудиторию и зарабатывать на этом деньги.

Из документов следовало, что спецслужбы имеют доступ не только к техническим данным (модели смартфона, его идентификатору или размеру экрана), но и к информации личного характера — возрасту, сексуальной ориентации, геолокационным данным (их можно извлечь из снимков, загруженных на фотохостинги), адресным книгам, спискам друзей, журналам звонков и прочему. Имея в своем распоряжении эти сведения, АНБ не составляет большого труда собрать "досье" на интересующего его человека.

А в прошлом месяце (с подачи того же Сноудена) Агентство уличили в том, что оно наблюдало за пользователями при помощи cookie-файлов, собираемых компанией Google. "Куки", напомним, — это небольшие фрагменты текста, которые хранятся в браузере. Их активно применяют маркетологи для анализа интернет-активности и показа рекламы конкретной аудитории, основываясь на истории поисковых запросов, посещенных сайтов, информации о совершенных покупках в онлайн-магазинах и т.п.

Разоблачения Сноудена всплывают чуть ли не каждый месяц, и все больше пользователей задумывается о том, как они могут спрятаться от спецслужб. Надо понимать, что полностью срубить хвосты и уйти от слежки не выйдет даже в анонимной сети Tor: как следовало из статьи, опубликованной The Guardian в октябре, АНБ применяло рекламные сети, включая Google AdSense, для идентификации пользователей в "луковом" Интернете. Тем не менее, предпринять несколько простых шагов, чтобы стать "невидимым" для рекламодателей, может каждый. Как это сделать — читайте в руководстве Вестей.Хайтек.

На iPhone
Вышедшая осенью операционная система iOS 7, помимо массы полезных функций, принесла с собой то, чему ли обрадуется подавляющее большинство пользователей — встроенную систему трекинга IDFA, что расшифровывается как ID for Advertisers, или "идентификатор для рекламодателей". Задача этой системы заключается в том, чтобы следить за действиями человека и подбирать рекламу, которая может его заинтересовать. Плохая новость в том, на "айфонах" IDFA включена по умолчанию, а значит, персональные данные пересылаются рекламщикам без вашего прямого согласия. При этом нет никаких гарантий, что конфиденциальная информация в конечном счете не окажется у АНБ.