Сладкий рынок: «Аленка» одна, а нас много

Проблема «советских» кондитерских брендов особенно остро ощущается в последние годы и обнажает неприглядную действительность, которая практически бесконтрольно формировалась с момента распада СССР. Вместо качественной эволюции открытого конкурентного рынка со множеством добросовестных игроков и сплоченной борьбы с производителями контрафакт­ной продукции мы наблюдаем планомерное выдавливание с кондитерской арены добросовестных производителей под прикрытием идеи борьбы с контрафактом. Отсутствие надлежащего законодательного регулирования приводит к катастрофическим послед­ствиям, при этом закон и соответствующие органы используются как инструмент для ликвидации конкурентов, что способствует установлению на рынке пагубной монополии.

В постсоветское время большая часть известных «совет­ских» кондитерских брендов была зарегистрирована за крупными производителями, которые десятилетиями выпускали продукцию под этими брендами. На первый взгляд такое положение дел может показаться историче­ски оправданным, если бы не одно «но». Проблема заключается в том, что советское наследие (любимые марки сладостей — «Аленка», «Ласточка», «Буревестник», «Ромашка», «Кара-Кум» и т.д.) было фактически приватизировано отдельными фабриками, в основном московскими.

Основная ценность кондитерских предприятий как раз и заключается в наличии солидных портфелей широко известных потребителю брендов, а вовсе не в производственном оборудовании и цеховых зданиях. Последствия приватизации 90-х ощутимы и по сей день, причем ситуация накаляется практически ежедневно, и становится очевидным одно — надо что-то кардинально менять в законодательстве для того, чтобы нормы, направленные на борьбу с реальным контрафактом (низкопробными подделками), не становились орудием для расправы с добросовестными конкурентами, десятилетиями выпускающими качественную продукцию под известными торговыми марками.

— rbcdaily